Генрих Семирадский
Как современников Генриха Семирадского, так и современных зрителей, приходящих в Русский музей или Третьяковскую галерею всегда поражали и его небольшие камерные картины с тончайшими живописными отношениями и огромные красочные монументальные полотна, захватывающие зрителя своей масштабностью, роскошью и богатством композиции , глубоким знанием эпохи, костюма и образа жизни своих персонажей.
Творчество мастера пришлось на вторую половину 19 века, он работал и общался рядом с такими современниками как известнейшие русские живописцы: Илья Репин, Василий Поленов, баталист Верещагин, скульптор Клодт. Окончив с золотой медалью Академию Художеств в Санкт-Петербурге, Семирадский блестяще использовал приобретенные знания в своем дальнейшем творчестве.
Помимо широко известных сегодня картин, Генрих Семирадский создавал и масштабные росписи в интерьерах. Многие монументальные росписи Семирадского сделаны на его исторической родине в Польше. Мы представим малоизвестные, но масштабные творения мастера.
Роспись занавеса в зале театра в Львове:
Грандиозное живописное произведение — занавес «Парнас» с аллегорическими изображениями-размышлениями на тему земной жизни человека. Этот уникальный шедевр один из лучших среди подобных немногих творений.
Правая часть росписи:
Левая часть росписи театрального занавеса:
Монументальные росписи Семирадского по своему исполнению, краскам, мастерству и сложности композиции близки к произведениям известных иностранных мастеров-монументалистов и в чем-то , возможно, превосходят его собственные станковые работы.
Занавес для Городского театра в Кракове. Еще один шедевр, готовый поспорить с Львовским. Композиция этой росписи построена на контрасте образов комедии и трагедии , дня и ночи в правой и левой частях занавеса:
Эскиз маслом — вариант исполнения будущего занавеса:
Многие обеспеченные и влиятельные лица из русской и польской аристократии непременно желали видеть росписи мастера в своих собственных домах, даже несмотря на большие сроки исполнения и огромную стоимость таких работ. Росписи в особняке графа Завиши в Варшаве, в столичном Петербурге и в загородных виллах на территории Польши дают нам представление об этой части творчества художника.
Роспись потолка «Аврора» в доме крупного промышленника Нечаева-Мальцева в Санкт-Петербурге:
Этот дом в центре Петербурга ( Чайковского 30), ранее принадлежавший именитым дворянам, внутри отличался исключительной роскошью отделки помещений. Монументальная роспись потолков стала завершающим и главным аккордом в богатом интерьере.
Отдельной темой в творчестве Семирадского была монументальная роспись храмов. Мастер принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге – храмов, которые знает вся Россия, а также нескольких известных церквей на территории Польши. Следует сказать, что эта область творчества была для Генриха Ипполитовича сколь важной, столь и тернистой. Его оригинальные задумки и необычная живописность росписей, близость их к станковым картинам удивляли, но в то же время вызывали массу вопросов у церковных иерархов, которых часто смущали слишком реалистичные, земные образы персонажей – людей «из плоти и крови». Блестящая живопись мастера в храмовых интерьерах производила очень большое впечатление, невольно становясь основным центром внимания прихожан даже во время богослужения.
Католический собор в Варшаве. Роспись стены «Воскресение Христово» :
Мастер принимал участие в росписи северной части храма Христа Спасителя в Москве, росписи на сюжеты из жития Александра Невского стали скорее великолепными историческими иллюстрациями описывающими ключевые события жизни святого и князя, чем духовными образами. Тем не менее , по свидетельству очевидцев, росписи своим светом и пространством поражали зрителей, выделяясь в пространстве храма. Многие, даже не православные приходили в храм специально увидеть эти удивительные произведения.
К сожалению, мы с вами не можем увидеть оригиналы росписей мастера – собор был взорван в 1931 году и монументальные произведения Семирадского и других мастеров не дошли до нас. Мы можем представить эти росписи только по описаниям современников художника и по сохранившимся эскизам, которые находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Кончина св. Александра Невского:
Св. Александр Невский в Орде:
Тайная вечеря, эскиз для росписи храма Христа спасителя:
Въезд Христа в Иерусалим, эскиз:
Апостол Лука, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург:
Кроме церковных росписей на стенах Генрих Ипполитович создавал и станковые картины на религиозные сюжеты для церковных интерьеров, которые потом монтировались внутри храма, например « Христос, укрощающий бурю» для церкви св. Мартина, построенной в стиле римского барокко в г. Кракове.
Художник при жизни часто подвергался критике, далеко не всегда справедливой и обоснованной. В советский же период имя Генриха Семирадского в истории русской живописи было практически забыто. Сегодня, говоря о монументальных произведениях автора, мы отдаем дань его мастерству , таланту и профессионализму, картины же замечательного мастера занимают достойное место в лучших музеях нашей страны.