Мы коснемся работы масляными красками в монументальном искусстве: они стали использоваться относительно недавно ( с 19 века)и частично заменили собой фресковую живопись, которая сейчас мало встречается ввиду сложности технологии и невозможности вносить исправления в работу.
Масляные краски обладают рядом достоинств по сравнению с водорастворимыми красками: темперой и акрилом, но и рядом недостатков. Возможно использование масляных красок в сочетании с акрилом. Живопись может быть начата акриловыми красками, а завершение работы или отдельные куски заканчивать масляными красками, используя ,таким образом ,преимущества обоих материалов. Так в росписи Центра Дизайна пейзаж был начат акрилом , а продолжен маслом, что помогло добиться ощущения глубины пространства и более деликатной проработкой деталей.
Подготовка поверхности осуществляется так же как и при работе с акрилом см. Акриловые краски. Иногда также штукатурку вместо грунта пропитывают смесью олифы и уайт-спирита, подогретую на водяной бане.
Связующим веществом в этих красках является льняное масло, в связи с этим они дольше сохнут, и позволяют тоньше моделировать форму, обогащать ее. В связи с этим работа масляными красками должна вестись последовательно, с просушкой каждого слоя, что увеличивает время работы. При продолжении работы по непросохшей поверхности краски будут прожухать, возможно также отставание красочного слоя, появление кракелюр(трещин). При ведении работы каждый последующий слой обрабатывается ретушным лаком, т.к. масло образует на поверхности пленку, и для улучшения адгезии выполняется такая обработка. Для ускорения работы можно использовать сиккативные краски: например , умбра натуральная ; подмалевок, выполненный умброй высыхает за несколько часов.
Краски разбавляются тройником: смесью пинена, лака и льняного масла. Вместо пинена может использоваться уайт-спирит (разбавитель №2) и другие растворители. Например, Lakkka-Bensiini фирмы Tikkurila, или Balsamterpentinöl фирмы Kremer(Финляндия) . Они дешевле разбавителей , продающихся в художественных салонах, и практически не отличаются от них. Разбавителями, продающимися в хозяйственных магазинах, пользоваться не рекомендую: в закрытых помещениях они очень сильно пахнут. Из лаков для тройника я использую даммарный лак, пихтовый, реже — акрил-фисташковый.
На начальном этапе работы в тройнике использую примерно 70 % разбавителя, 20% масла и 10 % лака, в дальнейшем доля масла и лака возрастают. Надо также избегать перенасыщения масла в работе: когда оно дает блестящую пленку: оно очень нестойко, со временем желтеет. Иногда бывает сильный отлип: когда пленка на поверхности полностью не высыхает. Это происходит от использования осмолившегося разбавителя: в основном это скипидар, у которого истек срок годности.
При длительном письме перед началом работы выполняется межслойная обработка: для улучшения адгезии слоев и уменьшения прожухания последующих. Для этого используются специальные ретушные лаки, некоторые авторы советуют протирать живопись долькой чеснока и проч. Я выполняю межслойную обработку тройником, если живопись велась относительно недавно.
При длительной работе маслом достаточно сложно добиться равномерного блеска: более нагруженные куски живописи будут сильнее блестеть. Равномерного блеска можно добиться покрытием живописи лаком, что делает ее более глубокой, материальной. Лаковая пленка дает некоторый желтый оттенок, что нужно учитывать еще в процессе живописи. Также со временем лак желтеет, что хорошо заметно на нерасчищенных картинах в музеях.
Блеск масляных красок сильнее, чем например акриловых, поэтому, например, при доработке маслом акриловой живописи в масляные краски можно вводить воск или специальные эмульсии для устранения блеска.
Масляные краски по кроющей способности делятся на : корпусные, лессировочные и полулессировочные. Лессировочные краски позволяют писать прозрачным слоем, сохраняя цвет и тон основы; кроющие краски перекрывают подлежащие слои, полулессировочные занимают промежуточное положение. При смешивании лессировочных красок с корпусными цвет также приобретает кроющие способности: так, например, при добавлении в лессировочную краску краплак титановых белил, можно получить кроющий красный цвет. Грамотное использование кроющих свойств различных красок позволяет добиться богатства живописи: усложнить цвет, лепку, детализацию, фактуру.
В статьях Картина для интерьера «Geometry» и Картина «Бегущие быки» вы можете посмотреть поэтапную работу масляными красками над картиной. В данном случае в связи с колористическим сходством и красочной палитрой работ и метод ведения выбран схожий: выполнение рисунка или картона, раскрытие тонким жидким слоем масляной краски, ограниченная цветовая палитра.
В настоящее время в продаже можно встретить масляные краски следующих фирм: Санкт-Петербургский завод художественных красок: краски «Мастер-класс» (более дорогие) и «Ладога»; «Гамма»( Москва), а также подольские художественные краски. Из зарубежных :
«Sennelier» (Франция); Windsor & Newton (Великобритания); Maimeri Classico (Италия); Old Holland (Голландия); Rembrandt (Голландия); Van Gogh; Van Dyck Ferrario (Италия). Это зарекомендовавшие себя производители с многолетней историей.
Для желающих более подробно познакомиться с особенностями красок, их использования, свойствами пигментов и т.д. рекомендую книги: Киплик Д. И. «Техника живописи»; Виннер А.В. «Материалы масляной живописи».
Ссылки по теме:
Примеры наших работ по росписи стен
Роспись стен светящимися красками
Виды росписей стен и особенности подготовки поверхности для рисования