Никольский Морской собор в Кронштадте является одним из крупнейших в России ( вместимость около пяти тысяч человек). Наружная и внутренняя отделка собора отличается богатством и выдающимися художественными качествами. Над украшением храма работали лучшие мастера своего времени. Из исторических источников известно, что в работах над убранством собора принимали участие В. А. Косяков ( главный архитектор собора, автор общей концепции художественной системы оформления фасадов и интерьера, ) архитектор и художник Г. А. Косяков ( закончивший Императорскую Академию художеств, один из создателей ленинградского отделения Союза архитекторов) , скульптор Н. В. Попов, художники К. С. Петров-Водкин, М. М. Васильев и другие.
Благодаря единому замыслу зодчего работы разных художников, исполненные в различных материалах и техниках, слились в гармоничный ансамбль.
В архитектуре и оформлении собора прослеживаются как традиции византийского и древнерусского искусства, мотивы Возрождения, а также элементы стиля модерн.
Помимо чертежей архитектором В. А. Косяковым при участии его брата было выполнено большое количество живописных и графических эскизов общих видов интерьеров, архитектурных элементов, деталей убранства, решеток, фонарей, лампадок и т.д. являющиеся самостоятельными произведениями искусства. Эскизы были опубликованы в журнале «Зодчий», а также имеются зарисовки в собрании ГАСУ.
Эскизы иконостаса собора ( сам иконостас был выполнен скульптором М. Н. Поповым) сочетают множество декоративных элементов – мраморная резьба, колонны из красного мрамора, использования драгоценных камней , горного хрусталя, литье из бронзы и серебра- все это облачено в сложный орнамент из христианской символики. В эскизах иконостаса видны иконы сочетающие академический стиль с модерном и похожие по стилистике с работами В. М. Васнецова.
В процессе реставрации эскизы послужили отправной точкой для воссоздания облика Собора. Также было отмечено , что роспись Собора является самостоятельной по отношению к эскизам. Большое влияние на стилистику живописного убранства собора оказал Михаил Васильев, выполнивший роспись купола алтаря и руководивший бригадой художников, К. С. Петров-Водкин ( композиция «Благовещенье») .
Отдельно следует отметить «морскую» тематику в убранстве собора, подчеркивающую его значение как главного храма Российского Флота. Это различные мотивы в резьбе( например, орнамент из морских водорослей в капителях храма, вместо общепринятых листьев аканта), переплетение из якорных цепей, канатов, кораблей, рыб, стилизованное изображение волн в повторяющихся элементах орнамента и т.д.
Морской Собор в Кронштадте-деталь северных хоровЧасовня главного порталаСени над главным престоломРисунок престола боковых приделов из белого мрамора , ляпис-лазури и бронзы
Кафедра для Морского Собора в КронштадтеКиоты из бронзы над дьяконскими вратами иконостаса
Рисунок престола главного придела из белого мрамора , ляпис-лазури и бронзы
деталь южных хоров Морского собора в Кронштадтедеталь южных хоров Никольского Морского собораЦарские Врата боковых приделовЦарские Врата главного приделаЮжная стена внутри храмапрестолы- главный и боковыеКиоты у северной и южной стеныСени над главным престолом Морского собора в КронштадтеМорской собор в Кронштадте- главный хорос
Эскизы архитектора В.А. Косякова к Морскому Собору в Кронштадте (часть 2)
Ссылки по теме: Реставрация и реконструкция Никольсокго Морского собора в Кронштадте
Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте