Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте

В интернет-журнале «Охраняется государством» опубликована моя статья
Привожу ее со своими фотографиями

Реставрация Морского собора

Реставрация  морского собора

«Как реставрировали Морской собор в Кронштадте»

Рассказ реставратора Юрия Шелыговалик богоматери во время расчистки

Свою работу в Соборе я начал в сентябре 2011 года в реставрационной фирме «Карэ» в должности художника-реставратора под руководством О.В. Мендельсона. Уже были выполнены все подготовительные работы — расчищены орнаменты и композиции и выполнялось восстановление живописи собора. За слоями краски и штукатурки открывались удивительные по замыслу работы. Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях. Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его (эти работы выполняла фирма «Вифания»).профзаклейка орнамента в своде галереи

Я выпускник Российской академии художеств — ГАИЖСА им. Репина (закончил в 2010 году живописное отделение, мастерская В.В. Соколова). К началу работы в Соборе уже имел опыт реставрации монументальной живописи, а также росписи храмов, но с такими масштабными работами столкнулся впервые: ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. В Кронштадте я встретил много своих знакомых по академии: здесь уже работала моя однокурсница Екатерина Баранова, здесь также обрел новых друзей.реставрация орнамента Морского собора в Кронштадте

Рабочий график был достаточно тяжелым, особенно для художников — день начинался в 8:45 с общего построения и заканчивался в 18 часов, ближе к завершению работ мы работали до девяти вечера. Учитывая дорогу от Санкт-Петербурга до Кронштадта, работа занимала весь день. Все работы велись на строительных лесах — это был сложный лабиринт переходов, разобраться в котором сначала было непросто. Зачастую большие изображения занимали много ярусов, и было трудно представить общую картину.орнаменты с птицами из алтаря

Масштабы работ по реставрации были огромные — тысячи метров. Первоначально я занимался реставрацией орнаментов, затем работал над тонировками фигуры Спаса Эммануила в главной конхе алтаря. Лик практически не сохранился — остался только контурный предварительный рисунок, сделанный прозрачной краской, которая глубоко впиталась в поверхность.спас эммануил реставрация морского собора

Позднее мы с моим коллегой Ильей Палкиным выполнили реконструкцию двух фигур святителей (северная малая конха), практически полностью утраченных: остался лик одной фигуры. Их можно было лишь с трудом разглядеть на сохранившейся дореволюционной фотографии. Первоначально были сделаны эскизы и выполнен картон в натуральную величину.

рабочие моменты-прорисовка картонов фигур пророков

Мною в составе небольшого коллектива были выполнены картоны в натуральную величину (около 6 метров) фигур пророков; я также участвовал в тонировке орнаментов в галерее — это единственные орнаменты, которые были сохранены в первоначальном виде, их фрагменты можно увидеть при входе на галерею: часть креста, орнаменты на стенах и колоннаде. В композиции «Благословение св. Николая» хорошо сохранилась только нижняя часть. Под самой композицией проходила воздушная труба системы отопления Собора, которую тоже, в свою очередь восстанавливали строители (рабочие под надзором реставраторов пробили стену и поменяли трубы). Это была одна из самых сложных работ, в которых я участвовал. Практически композиция была написана заново с сохранением стилистики подобных изображений в этой части храма — сделан эскиз по оставшимся фрагментам, изготовлен картон в натуральную величину.

художник-реставратор Светлана Фаленкова во время работы

Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.

наборный пол морского собора с высоты лесов

Особенно интересны орнаменты Собора на морскую тематику — она прослеживается и в элементах пола, орнаментах стен, лепнине. Видно, как тщательно и с каким вкусом отнеслись художники к каждой детали храма. Неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент.орнаменты под композицией -Благовещенье свастики

Мне было интересно работать в таком масштабном проекте, и достигнутый успех — это работа целого коллектива, где от работы каждого зависел общий результат .

расчищенный фрагмент композиции Журнал «Охраняется государством».

Фотографии интерьеров уже отреставрированного Собора Вы можете посмотреть посмотреть в статье Реставрация и реконструкция Морского собора в Кронштадте

Акварели В.М. Косякова для Морского Собора  можно посмотреть в статье Эскизы архитектора В.А.Косякова к Морскому собору в Кронштадте

Оставьте ваш комментарий

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика